Логины и пароли для входа на олимпийский портал
города Челябинска
города Челябинска
Тексты для подготовки к участию в Олимпиаде по осмысленному чтению
в 2019 году
Юридический текст
Художественный текст
VIII всероссийская онлайн-олимпиада
«Дино»: 1-4 КЛАССЫ
«Дино»
Олимпиада «BRICSMath» по математике
для учеников 4-х классов
«BRICSMath»Пароли учеников для входа на сайт Международных дистанционных конкурсов "Олимпис"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
олимпиады
младших школьников
по русскому языку
2014 – 2015
учебный год
1. Подчеркни слова, в которых
есть звук [Й′]: За рекой
луга
зазеленели,
Веет лёгкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на
разные лады.
Ветерок
с полей тепло
приносит,
Горький дух лозины
молодой...
О, весна!
Как
сердце счастья
просит! Как
сладка печаль моя весной!
(И.Бунин)
2. Какое слово расположено в орфографическом словаре между словами безотцовщина и безразличие? Запиши в ответе букву выбранного варианта ответа.
(А)
безотходный; (Б)
безопасный; (В) безразмерный; (Г) безработный; (Д)
такого слова
среди
перечисленных
выше нет.
Ответ:
____________________________________
3. Запиши слово, в котором корень тот же, что и в слове «безумный», суффикс взяли из
слова «голова», приставку –
из слова «разведчик», окончание
– из слова «сирень».
Ответ:
_____________________
4. Составь и запиши с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в
одном из них слово было употреблено
в прямом
значении, а
в другом в
переносном. Например: горячий суп –
горячий привет.
тепло ____________________________________________________________; тепло ____________________________________________________________; чёрный ___________________________________________________________; чёрный ___________________________________________________________; хлебнуть
__________________________________________________________;
хлебнуть __________________________________________________________.
5. Какие синонимы встречаются
в пословицах
и поговорках? Запиши их в начальной
форме.
Спеши не
спеши, а
поторапливайся. _________________________________________________________________ Приятелей много, а
друга
нет.
________________________________________________________________
Переливает из
пустого в порожнее.
6. Подбери и запиши
к данным
словам антонимы:
отчизна – _______________________
истина –
________________________
активность – ____________________
отважный – _____________________
успех – _________________________
отзывчивый –
____________________
невежественный – ________________
7. Образуй форму 1 лица единственного числа от глагола убедить. Обведи букву выбранного
варианта ответа.
1) убедю; 2) убежду;
3) убежу;
4) убеждаю;
5) форма
не образуется.
8. Вставь пропущенные знаки препинания так, чтобы был понятен смысл стихотворения.
Едят там вилками компот Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты Из мяса свежего конфеты
С
начинкой сладкой суп
с фасолью В тарелках
всё там
варят с солью
В реке там рыба на бугре
Мычит корова…
9. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания: окуни, пила, мели. Составьте по
два предложения с этими словами.) ________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
10. Сколькими способами можно в ряду букв ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ расставить пробелы (не вставляя никаких
знаков препинания),
чтобы получилась
фраза? Запиши
все свои варианты:
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________________________________
11.Запиши три пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:
рок-рог.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
12.Найди синоним устойчивого словосочетания попасть впросак. Запиши в ответе букву выбранного
варианта ответа.
(А) сесть в калошу; (Б) отбиться от рук; (В) заблудиться в трех соснах; (Г) повесить
нос;
(Д)
уйти в свою скорлупу.
Ответ:
______________________
РАЙОННЫЙ ЭТАП
олимпиады
младших школьников
по русскому языку
2014 – 2015
учебный год
1. Какое из следующих утверждений
правильно? Отметь
знаком «+» В русском алфавите 10
гласных букв.
В
русском алфавите 23
согласные
буквы.
В русском алфавите
все
звонкие непарные согласные идут
подряд. В русском алфавите
не все шипящие
согласные
идут
подряд.
В
русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуки.
2. Определи, какие звуки являются общими в каждой паре слов, и запиши
их в транскрипции.
а) пугаться, цирк [______]
б) легка, храп
[______]
в) скучно,
шорты [______]
г) сдул, роза [______]
3. Найди «лишнее слово» по разным (не менее трёх) признакам и объясни
свой выбор:
НОЖНИЦЫ, ХЛОПЦЫ, КЛЕЩИ,
БРИДЖИ
1) Лишнее слово _______________,
потому что
________________________ _____________________________________________, а другие слова (в
других словах/
у других слов)________________________________________. 2) Лишнее слово _______________,
потому что
________________________ _____________________________________________, а другие слова (в
других словах/
у других слов)________________________________________. 3) Лишнее слово _______________,
потому что
________________________ _____________________________________________, а другие слова (в
других словах/
у других слов)________________________________________. 4) Лишнее слово _______________, потому что ______________________ __________________________________________________________________, а другие слова (в
других словах/
у других слов)
________________________. 5) Лишнее слово _______________,
потому что
________________________ _____________________________________________, а другие слова (в
других словах/
у других слов)________________________________________. 6) Лишнее слово _______________,
потому что
________________________ _____________________________________________,
а другие
слова (в других словах/
у других слов)________________________________________.
4. Поставь
ударение в словах:
Жалюзи, банты, зевота,
позвонишь, торты,
ожил,
газопровод.
5. Подчеркни слово, которое
по составу отличается от остальных. Клеймо,
кино,
ярмо,
пшено, руно.
6. Составь и запиши с каждым из слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было
употреблено
в прямом значении, а в другом в переносном
(ФОРМУ слов можно менять).
Болеть____________________________________________________________ Болеть____________________________________________________________ Глухой____________________________________________________________ Глухой____________________________________________________________ Рукав_____________________________________________________________ Рукав_____________________________________________________________
7. Подбери к словам первого столбика синонимы, к словам второго столбика
антонимы:
Печалиться - _____________________________
Заболел - _____________________________ Трепещет - _____________________________ Громадный
- _____________________________
Занимательный - _____________________________ Мощный - _____________________________
Недостаток - ____________________________
Уважать - ____________________________
Великан –
____________________________
Трезвон -
____________________________ Крутой - ______________________________ Транжирить
-______________________________
8. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец!
Бездельник! Неряха! Повеса!» — прокричала
мачеха.
а) В скольких разных грехах она обвинила пасынка? Поставь знак «۷» в клетку рядом с
выбранным
вариантом.
□ в
трёх; □ в четырёх; □ в
пяти; □ в шести; □ в семи.
б) Подчеркни слова, которые можно употребить и для пасынка и для падчерицы.
9. Подбери значение к выделенным фразеологизмам. В скобках укажи цифры, соответствующие
номеру выбранных слов.
Предложения
|
Значение
|
1) Я живу в
городе без году неделя. ( __) 2) И жили они
душа в душу. ( __)
3) Мишка
любит бить баклуши. ( __)
4) Гости
появились, как
снег на голову. ( __) 5) Яшка, не наводи
тень на плетень!
( __) 6) На уроке Петя ловил
ворон.
( __)
|
1) бездельничать 2) хитрить
3) дружно
4) недолго
5) отвлекаться 6) внезапно
|
10.Напиши, что делает
лягушка. Определите
форму глаголов.
Ёрш – ершится,
Петух – петушится,
Лайка
– лает,
Змея – змеится …
Что же получается:
Лягушка – лягается?
М. Яснов
Ответ:
____________________________________________________________
11.НЕ изменяя
ни одной буквы, «преврати» данные
слова в другие части речи. Запиши получившиеся
слова, определи
и запиши
в скобках
к какой части
речи они
относятся.
ОКУНИ ( ) - _____________________________________________( ) ПУГАЛО
(
) - ___________________________________________ (
) ПРОПАСТЬ
( ) -
_________________________________________( ) МЕЛКИ (
) - _____________________________________________ (
)
12. Поставь в загадках
необходимые запятые.
1)Красный нос в землю врос А
зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен Нужен
только красный
нос.
2)Мы поймали нашу речку Привели ее
домой
Жарко вытопили печку И купаемся
зимой.
13.Прочитай предложение. Заполни
по нему
таблицу. Бежит
в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Грамматическая основа
|
Словосочетания
|
14.Прочитай предложения, найди речевые ошибки. Запиши эти предложения правильно.
В последнее время
более
лучше обстоят дела с
дисциплиной. __________________________________________________________________ Наша цель – показать наиболее
лучшие выступления
фигуристов. __________________________________________________________________ Мама решила
сегодня постираться. __________________________________________________________________ Место у окна
сейчас свободное. __________________________________________________________________ Мы
пили вкусный какао.
ШКОЛЬНЫЙ
ЭТАП олимпиады
младших школьников
по окружающему миру
2014 – 2015 учебный год
|
ЧАСТЬ I Выполни тест:
● Внимательно прочитай каждое
задание и
ответы к нему. ● Выбери правильный ответ.
● Обведи
букву, которая
соответствует выбранному
тобой ответу.
● Проверь. Если ошибся,
то зачеркни ошибку и выбери другой
ответ.
1. Как
называется
наука о небесных телах?
а)
история б)
география в)
экология г) астрономия
2. Что
не относится
к небесным
телам?
а) метеориты б)
Солнце в)
материки г) планеты
3.Плодородие
почвы зависит от
количества
:
а) песка б) перегноя в) глины г)
солей
4. В каком ряду ярусы смешанного леса
перечислены в правильном порядке?
а)
деревья, мхи и
лишайники, кустарнички и
травы, кустарники;
б) деревья, кустарники, мхи и лишайники,
кустарнички и
травы; в) деревья, кустарники, кустарнички
и травы, мхи и
лишайники.
5. Какая птица
не является насекомоядной?
а) поползень б)
дятел в) сова г) грач
6. Какое
насекомое является
санитаром луга?
а) жук–навозник б)
пчела в)
бабочка
7. Характерный признак
зоны степей – это:
а) сплошной
травянистый растительный покров б) отсутствие
сплошного растительного покрова в) обилие
мхов,
лишайников, кустарников
г) вечная мерзлота
8. Какой материк пересекает экватор?
а)
Евразия б)
Австралия в) Африка г) Северная
Америка
9. От
чего зависит
осанка человека?
а) от скелета
и мышц
б) от сердца
в) от лёгких
г) от спинного мозга
10.Первые орудия труда первобытного
человека были из
а) из металла б) из дерева в) из
камня
ЧАСТЬ II
1.Отгадай название
птицы по описанию
Крупные птицы с длинными ногами, длинной шеей и клювом. Они распространены почти по всему миру, за исключением самых холодных и самых засушливых районов. Питаются в основном насекомыми, рыбой, лягушками, грызунами. Нередко строят гнезда на крышах домов, но чаще
всего гнездятся
на
верхушках деревьев.
Гнездо используется
многие годы.
ОТВЕТ: ________________
2.Почему на
Земле не
кончается кислород?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ ________________
3.Какое участие в охране леса могут
принимать
школьники?
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________
4.Какими
животными завершаются
цепи питания? ___________________________
5.
Напиши 2 народные
приметы погоды. __________________________________________________________________
__________________________________________________________________ ________________
6. Под
номерами записаны
названия различных
свойств
полезных
ископаемых: 1)
горючее;
2) легче воды;
3) тяжелее
воды; 4) чёрного цвета;
5) жёлтого цвета;
6) белого цвета;
7) пористый;
8) сыпучее;
9) способность плавиться; 10)
твёрдое;
11) хрупкое;
12) плохо пропускает воду.
Выбери из
списка свойства (укажи только номера):
каменного угля
____________________________________________________________
песка
__________________________________________________________________
___
ЧАСТЬ III
1. Найди и подчеркни в тексте
экологические
ошибки. Обоснуй
свой выбор.
Весна в степи
Весной степь особенно красива. Под лучами тёплого солнца тает снег, маленькие степные речки широко разливаются. Степь зацветает и можно
увидеть первоцветы: тюльпаны, ковыль, гусиный лук, лапчатку. Над цветами
кружатся насекомые: комары, пауки, бабочки. В это время года можно
встретить и грызунов: сусликов, хомяков, сайгаков, полевых мышей.
Растения и животные
готовятся к жаркому лету.
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________________
2.
Установи стрелками соответствие
между продуктами и витаминами,
которыми они богаты.
Клюква, шиповник
|
А
|
|
Морковь, петрушка
|
В
|
|
Хлебные злаки, зеленый горошек
|
С
|
|
Сливки, сметана
|
D
|
РАЙОННЫЙ
ЭТАП
олимпиады младших
школьников
по окружающему миру 2014
– 2015
учебный год
|
ЧАСТЬ I
Выбери и обведи
правильный ответ: 1. К живой
природе относятся…
а) берёза,
гроза, стол, вода; в)
стрекоза,
осина, лисица, стриж;
б) дождь, камень, заяц, книга; г) иней, школа,
ромашка,
почва.
2. У каких растений семена
созревают в шишках?
а) у
хвойных растений; в)
у лиственных растений;
б) у цветковых
растений; г)
у папоротников.
3. Что является
органом осязания?
а)
глаза, б) уши, в) кожа, г) нос.
4. Какого
обитателя
водоёмов
называют санитаром?
а) бобра; б) щуку; в) карася; г) ондатру
5. Какое свойство нефти используют для перекачки её
по нефтепроводу?
а) горючесть,б)
тёмный цвет, в)
сильный
запах, г)
жидкая.
6. Поджигая сухую траву
на лугах
мы… а) даём расти молодым
побегам;
б)
повышаем плодородие
почвы за
счёт золы;
в)
наносим
непоправимый вред всему сообществу.
7. Каков
смысл поговорки:
«Коси коса,
пока роса; роса долой, и мы домой»: а) когда роса, тогда прохладно и легче
косить;
б) трава
от росы становится
упругой и
ее легче косить; в) утром
у человека больше
сил;
г)
утром меньше
комаров и
прочего гнуса;
д)
с утра коса острее, а
по мере косьбы
– тупится.
Ответь на
вопросы
8. Какая
охота всегда
разрешена в лесу? _____________________________________ 9. Птица,
которая выводит птенцов зимой
- ___________________________________
10. Какое травянистое
растение нашего
края
зацветает
первым? _________________ 11. Сколько ног у паука?
__________________________
12. Кто такой сохатый? ____________________________ 13. Дерево – королева тайги________________________ 14. Пернатая кошка-_______________________________
15. Какую траву любят
кошки? ______________________
16 .Напиши фамилию и имя человека, про которого пишут: «Первый русский
естествоиспытатель, энциклопедист, физик, химик, астроном, металлург, геолог, поэт, художник, в его честь назван Московский
университет …»
________________________________________________________________________
II часть
1.Догадайся, о каком
озере Челябинской области
идёт речь?
Существует несколько различных толкований названия озера. Одно из них наиболее распространенное от башкирских слов: «Турге як куль»- означает «озеро,
находящееся на возвышении, на горной стороне», иначе «озеро высокое». Такое
название вполне соответствует действительности. А ещё озеро называют
«жемчужиной Южного Урала». Ответ _________________________
Допиши ещё 5 названий
озёр Урала.
________________________________________________________________________
___________________________________________________
2.Разгадай кроссворд. 4
2
|
|||||||
3
|
|||||||
1
|
По горизонтали: 1) Одну её не
едят,
А без неё
мало
едят.
3) Он очень нужен детворе, Он
на дорожках во дворе,
Он
и на стройке,
и на
пляже.
Он и в стекле
расположен даже
По
вертикали:
2) Без неё
не побежит
Ни такси, ни мотоцикл; Не
поднимется
ракета, Отгадайте, что
же это?
4) Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он
несёт
в дома тепло,
От него в
домах светло.
ЧАСТЬ III
1. Прочитай текст и найди в нём ошибки, совершённые школьниками. Обоснуй свой выбор.
Воскресенье
в лесу
В
воскресенье мы с одноклассниками поехали в лес. Весёлой и громкой
музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Знакомая дорога привела нас к
берёзовой роще. По дороге нам попадались подберёзовики, сыроежки, белые грибы.
Кто
срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Те грибы, которые
мы
не знали, сбивали палками. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Мы полюбовались
красотой муравейника и понаблюдали за семьёй лесных ежей. С охапками лесных
цветов мы отправились домой.
Прогулка
удалась на
славу!
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.Напиши к каждой
дате век
(римскими
цифрами) и событие
1812
год
___________________________________________________,
_____ век
1941 год ___________________________________________________,
_____ век
Комментариев нет:
Отправить комментарий